Под профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально полезных навыков и интересов. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается как неотъемлемая часть воспитательной работы, призванная обеспечить решение общих задач социализации и воспитания взрослеющей личности. Организация профилактической деятельности в школе проводится на основании действующего международного, федерального, регионального законодательства, муниципальных нормативноправовых актов и локальных актов ОУ.
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конституция РФ
- Семейный кодекс РФ
- Кодекс об административных правонарушениях
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- Федеральный закон «Об ограничении табакокурения» (в ред . Федеральных законов от 31.12.2002.№ 189-ФЗ, от 10.01.2003г. № 15-ФЗ, от 01.12.2004 № 148 –ФЗ)
- Нормативные правовые акты Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения и др. (постановления, приказы, решения коллегий, инструктивно-методические письма и др.) по вопросам защиты прав и законных интересов детей;
- Устав образовательного учреждения
- Локальные акты образовательного учреждения.
В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в образовательной организации организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.
Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях методического объединения классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений, родительских собраниях.
Педагог-психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ОДН, внутришкольном учете.
Цель работы:
- совершенствование профилактического пространства в ОУ, создание эффективных условий для предупреждения и коррекции отклоняющегося, неуверенного поведения;
- безнадзорности, беспризорности, правонарушений, преступлений, употребления ПАВ в среде обучающихся.
Задачи:
- совершенствовать деятельность Совета профилактики;
- совершенствовать работу школьной службы примирения;
- совершенствовать деятельность по профилактике пропусков занятий без уважительной причины;
- совершенствовать деятельность по профилактике учебной неспешности школьников;
- осуществлять деятельность по вовлечению обучающихся (в том числе и обучающихся «группы риска») во внеурочную деятельность, деятельность объединений ДО, в организацию и проведение общешкольных и классных мероприятий;
- обеспечить организационно – методические условия для повышения результативности и эффективности реализации индивидуальных профилактических программ с обучающимися, состоящими на различных формах учета;
- организовать деятельность, направленную на формирование правового самосознания обучающихся;
- осуществлять социально – педагогическое сопровождение обучающихся и семей, находящихся в социально – опасном положении;
- осуществлять систематическую работу по предупреждению насилия, буллинга, конфликтных ситуаций, правонарушений в школе;
- способствовать формированию навыков ЗОЖ среди обучающихся;
- организовывать деятельность, направленную на профессиональное самоопределение обучающихся;
- обеспечить взаимодействие школы с учреждениями системы профилактики Кировского района и города Томска;
- обеспечить систему работы по профилактике употребления ПАВ в среде обучающихся;
- осуществлять мониторинг профилактической деятельности классных руководителей.
Профилактическая работа в МАОУ СОШ № 33 ведется по следующим направлениям:
1. Диагностическая работа.
2. Профилактическая деятельность с обучающимися:
- профилактика употребления ПАВ;
- профилактика учебной неуспешности;
- профилактика пропусков занятий без уважительной причины;
- профилактика буллинга в школе;
- профилактика дисциплинарных нарушений.
3. Организация занятости обучающихся через вовлечение в деятельность объединений ДО, внеурочную деятельность, проектную деятельность.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Социально-правовое воспитание.
6. Выявление обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.
Коррекционно-профилактическая деятельность осуществлялась на основе - следующих программ:
1. Комплексно-целевая программа коррекционно-профилактической работы в ОУ;
2. Комплексная программа работы с детьми девиантного поведения и проблемными семьями.
- следующих локальных документов:
1. План коррекционно – профилактической работы в ОУ;
2. План совместной работы МАОУ СОШ № 33 г. Томска и ОДН ОМВД России по Кировскому району г. Томска по профилактике преступлений и правонарушений, правовому воспитанию обучающихся;
3. План работы Совета по профилактике школьной дезадаптации, правонарушений и преступлений, злоупотребления наркотиками и ПАВ в среде обучающихся ОУ;
4. План работы по противодействию терроризму и экстремизму.
5. План мероприятий по профилактике совершения самоубийств и суицидальных попыток несовершеннолетних.
6. Координационный план работы с обучающимися «группы риска».
7. План индивидуальной профилактической работы с обучающимися, находящимися на различных формах учета и в социально опасном положении.
8. План внутришкольного контроля в рамках ВСОКО.
Формы работы:
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы:
- выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
- рейды по неблагополучным семьям;
- деятельность Совета профилактики школы;
- организация родительского лектория;
- индивидуальные беседы с учащимися, родителями;
- работа с документами;
- диагностика;
- индивидуальные и групповые консультации;
- содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы;
- работа по профориентации;
- семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
- родительские собрания («О повышении ответственности родителей за воспитание детей»), общешкольные, собрания с участием членов КДН, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;
- организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
- оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;
- организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.